Айя-софия
Содержание:
- Рекомендации по посещению и осмотру
- Краткая история собора
- Храм святой Софии — музей мирового значения
- Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии
- История строительства
- Айя-София
- Малая София в Стамбуле
- Архитектура собора
- Золотые купола
- Советы туристам по знакомству с собором
- История Айя-Софии
- Интересные факты
- Архитектура и оформление
Рекомендации по посещению и осмотру
Общие рекомендации
Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.
Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.
Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:
- Турецкие дети до 18 лет
- Дети иностранцев до 12 лет и младше
- Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
- Гиды, при наличии аккредитации
- Государственные делегации
В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.
А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.
Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.
Последовательность осмотра.
Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.
С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.
Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.
Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.
За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.
Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.
В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.
На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.
Краткая история собора
В 324-337 гг. на месте нынешней Мечети стояла церковь, получившая название София. В 415 гг. ее уничтожил пожар.
В 415 гг. она была выстроена заново. Ей присвоили название — Базилика Феодосия. В 532 гг. это здание также было сожжено во время восстания.
Через 40 ночей после этих смутных дней император Юстиниан решил построить не просто церковь, а грандиозный храм, который покажет все величие его империи.
Для этого были выкуплены дополнительные земли и снесены строения на этих землях. Для строительства были приглашены самые именитые архитекторы и работали ежедневно 10000 рабочих.
При строительстве этого храма использовали легкие, но очень прочные кирпичи, разноцветный мрамор и камни.
Мрамор, используемый при отделках собора, привозили из Египта, из Спарты, из Греции, а также из Ливии.
А для роскоши украшали золотом, серебром и использовали лучшую слоновую кость.
Вдохновляясь изысканной роскошью храма, народ слагал легенды о неземных силах, которые участвовали в его строительстве.
Почти через 6 лет успешного возведения в храме прошло первое богослужение. Впоследствии здесь короновали императоров Римской империи.
Храм с первого дня и до нашего времени привлекает внимание. Здесь не только молились, храмом восхищались, его рисовали художники, и слагали легенды летописцы
Вся внутренняя отделка храма выполнена из драгоценных камней, серебра и золота.
В дальнейшем Собор претерпевал разрушения землетрясением, восстанавливался, становился еще выше, еще мощнее и величественнее. Продолжал удивлять и восхищать своим великолепием.
29 мая 1453 года сюда ворвались с мечами и кинжалами турки. Почти все священники и прихожане были безжалостно убиты прямо во время чтения молитвы.
К зданию были пристроены минареты, он стал главной мечетью этого края. Были сделаны и другие перестройки внутри и снаружи, что существенно изменили вид Собора.
Под угрозой обрушения в 1847 году были произведены реставрационные работы.
А в 1935 году мечеть стала музеем, очистили слои штукатурки и взору открылись великолепные узоры, рисунки и фрески.
Так, главная мечеть Турции получила свое новое воплощение, стала радовать и принимать в своих стенах, людей всей планеты независимо от религиозной принадлежности.
Храм святой Софии — музей мирового значения
Уникальные экспонаты
Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.
Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.
Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.
Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.
Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!
И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.
Таинственные достопримечательности
На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.
Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.
А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.
Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория
Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»
Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».
Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».
Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.
Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.
А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.
Красота на века
Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.
Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.
И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.
Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:
Как вам? Очень красиво, не правда ли?
Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.
На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!
Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии
Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.
Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.
Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.
Исследование подземной части собора Айя-София.
Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!
Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.
Туристы входят в собор через Императорские ворота.
Интересные факты
- Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
- На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
- Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.
История строительства
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.
Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.
В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.
Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!
Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.
Айя-София
Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.
Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.
Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.
Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.
Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.
Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.
Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.
После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.
Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):
Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».
Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.
Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…
За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.
В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.
Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»
Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие — Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.
Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.
Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.
Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.
При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.
Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.
Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.
Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.
Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.
Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.
Малая София в Стамбуле
Святые Сергий и Вакх — кто они?
Есть в Стамбуле ещё одна София — Малая. Это церковь святых Сергия и Вакха. Построена она была на несколько лет раньше великого Софийского собора. Почему Малая Айя София? Предполагается, что её возвели по проекту тех же архитекторов. И она очень похожа на свою — вот не знаю, как правильно — старшую или младшую сестру? По размерам — вроде как младшая, а по возрасту — старшая.
Сергий и Вакх — римские воины. В числе первых они приняли христианскую веру. Их убили за отказ совершать обряды, которые не принадлежат христианству. Позже этих солдат причислили к лику святых, и теперь они являются покровителями воинов.
Малая Айя София — была первая церковь, основанная Византийским императором Юстинианом после восшествия на престол. Её возведение он взял под свой личный контроль. Строительство велось на участке земли вблизи Ипподрома, там, где Юстиниан жил до того, как стать главой государства.
Такое пристальное внимание самого императора было не случайным. Дело в том, что жизнь Юстиниана напрямую связана с этими святыми
Когда-то его приговорили к смерти, подозревая в измене как зачинщика заговора против правящего императора Анастасия. Но во сне Анастасий увидел именно их — Сергия и Вакха. Святые воины убедили тогдашнего императора в том, что обвинение ложно, и Юстиниана нужно освободить.
Теперь это мечеть
В 16 веке Church of Saints Sergius and Bacchus (английское написание названия церкви) стала мечетью Кючук Айя София. Со временем возле неё обустроили фонтан и возвели минарет.
Изначально внутри храма Сергия и Вакха было много мозаики и фресок. Сейчас внутреннее пространство мечети малая Айя София украшает арабская каллиграфия и синие орнаменты.
За несколько веков своего существования здание часто частично разрушалось от землетрясений. В настоящее время оно постоянно подвергается таким уменьшенным «землетрясениям»: ведь недалеко, метрах в двух от старого здания Кучук Айя София проходит действующая железнодорожная ветка.
Недалеко находится школа — медресе, чайный сад и старое кладбище.
Архитектура собора
Достопримечательность византийской эпохи олицетворяет яркий пример промежуточной архитектуры при проектировании храмов в период преобразований от базилики к средокрестному типу, либо крестово-купольному с базирующимся на арках сводом. Храм сохранил черты раннехристианской базилики несмотря на то, что его венчает купол.
На восточной оконечности храма расположены три апсиды: две из них, меньшие по размеру, примыкающие к боковым нефам (пономария и ризница) сообщаются арочными проходами как с центральной апсидой алтаря, так и с нефом.
Внутри Софийского собора храмовое пространство разделено на два ряда чередующихся византийских (прямоугольных) и античных (круглых) колонн на три нефа, каковые не равнозначны по особенностям и по функционалу с нефами базилики.Два боковых прохода (северный и южный) вместе с притвором (на западной стороне) образуют схему «П», окружающую центральный неф церкви.
В основном пространстве четыре массивные пилоны формируют в плане квадрат, который проходами к алтарю, притвору и боковым нефам образует в плане крест. На эти несущие пилоны опираются четыре полукруглые арки, что несут при посредничестве четырёх парусов (сферически выпуклых вверх треугольников) на себе вес барабана и купола. На каждой из четырёх сторон барабана по три окна.
Раньше основа барабана поддерживалось четырьмя парами дополнительных подпорок.Айя-София с момента возведения имела клирос на втором этаже (υπερώα): с юга и севера, затем после дополнения нартекса, добавили ещё и с западной.
Новый архитектурный стиль храма нарушает прежнюю связь с архитектурой раннехристианских удлинённых базилик. Постепенно меняется визуальное восприятие собора по сравнению с базиликой, вместе с этим совершенствуются представления обрядов и литургий, трансформируются религиозные воззрения и идеология Византийской империи.
Золотые купола
Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.
В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.
Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век
Alamy/Legion Media
Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.
Советы туристам по знакомству с собором
Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.
- Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
- Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
- Перед входом в собор нужно разуться.
- Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
- Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
- Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
- Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
- На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
- Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
- Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
- Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
- Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
- Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.
История Айя-Софии
Сегодня известно, что первые постройки храма датированы 324 годом, это времена правления императора Констанция. На протяжении двух столетий церковь дважды горела и вновь отстраивалась в виде базилик. Храм известен в истории тем, что император Феодосий І лично ввел туда Григория Богослова, назначенного архиепископом Константинополя. Сегодня достоверно неведомо, как выглядел Собор Св Софии в те времена.
В 532 году, после очередного пожара, император Юстиниан приказал выстроить грандиозную церковь на месте сгоревшей. Были скуплены близлежащие к храму земли и уничтожены все постройки на них. Новую церковь строили 10 тысяч рабочих, используя лучший мрамор со всей Византии. Привезли 8 порфировых колонн и столько же из зеленого мрамора. Также в отделке использовали золото и слоновую кость.
Освятил церковь в 537 году патриарх Мина. Храм обслуживали более пяти сотен служителей. В дальнейшем собор Святой Софии частично рушился в результате землетрясений.
В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую. Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария.
Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Потом пристроили еще 3 минарета, минбар, а султаны Селим II и Мурад III пристраивали также тяжелые контрофорсы.
Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ.
Первую существенная реставрацию Айи-Софии осуществили в 1847 году по приказу Абдул-Меджида I.
В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея. “Современная Турция – светская страна”, – гласил девиз Ататюрка. Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства.
В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили.
В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса.
Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством.
Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. 10 июля 2020 года Госсовет Турции упразднил решение Ататюрка о превращении собора в музей и президент сразу же смог подписать указ об изменении статуса Софии.
Интересные факты
Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.
Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.
Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.
Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.
Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»
Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…
Архитектура и оформление
Архитектура и оформление
Мечеть Святой Софии была возведена в виде прямоугольной базилики стандартной формы. Ширина собора составляет около 70 метров, длина – 100 метров. Купол в высоту достигает свыше 55 метров, диаметр – более 30 метров. В качестве производственного строительного материала использовался мрамор, дополнительно применялся легкий кирпич, состоящий из песка и глины.
Собор роскошно выглядит не только снаружи, но и внутри. Настоящие произведения искусства расположены во внутреннем убранстве. Зал включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, которые полностью выполнены из мрамора. Внутри мечети сложно отыскать даже небольшой не декорированный участок. Оформление интерьера состоит из множественных фресок, мозаики, серебряных и золотых покрытий, изделий из слоновой кости и терракоты.
- Главная ценность собора заключается в византийских фресках и мозаики. Они отлично сохранились до наших дней благодаря османам, которые пришли в Константинополь и защитили христианские образы с помощью простой штукатурки, спасшей их от разрушения. С тех пор, когда в столице обосновались турецкие завоеватели, в оформлении собора добавился михраб, султанское ложе, кафедра. Из интерьера были убраны свечи, характерные для христианства, их заменили на лампадные люстры.
- Изначально в мечети находилось около 210 окон, поскольку на протяжении долгого времени возводились различные постройки и их количество сократилось до 180. Общее число дверей – 360. Под наземной частью конструкции есть подземные тоннели, исследование которых позволило найти потайной ход, ведущий от мечети к не менее исторической достопримечательности Турции – собору Топкапы.
- Внутреннее убранство мечети Святой Софии настолько поражает своей роскошью, что словами передать всю мощь, энергетику и обстановку просто невозможно. Чтобы удостовериться в завораживающей атмосфере и чарующей красоте, стоит непременно посетить историческую ценность.