Театр «глобус»

Новая жизнь театра «Глобус» в Лондоне

На долгое время о театре практически забыли, пока один энтузиаст – актер и режиссер Сэм Уонамейкер — в 1960-х годах не решил снова восстановить его по чертежам аналогичного проекта, напоминающего «Глобус». Такая идея пришла артисту после того, как в 1949 году он побывал на прежнем месте расположения театра, от которого осталась только табличка на здании пивоварни. Так впоследствии не без помощи зрителей началось строительство храма искусства из дуба, глины и соломы.    

Сэм Уоманэйкер 

 В итоге здание было открыто в 1997 году. К сожалению, Сэм Уонамэйкер уже не дожил до возвращения шекспровского театра «Глобус» в Лондон. Но благодаря его усилиям  сегодня он привлекает тысячи туристов. Современный театр также находится на открытом воздухе, поэтому постановки здесь проходят только с апреля по октябрь и днем, поскольку здесь используется только естественное освещение. 

Главным интерьером «Глобуса», театра Шекспира в Лондоне, стала сама улица. Зрители, которые приходят сюда, могут увидеть выступающую сцену и круглый двор, который окружают места на трех наклоненных ярусах. Совсем, как в «Колизее». Здание вмещает около 1200-1300 зрителей.

В репертуар театра входят как пьесы Шекспира, что вполне естественно, так и современные произведения.

Кстати, у вас еще есть возможность попасть на спектакли театра «Глобус» в Лондоне. Так что поторопитесь!  

Копии театра в других странах

Большое количество копий и вольных интерпретаций «Глобуса» построено по всему миру:

США

  1. OSF Elizabethan Theatre, Эшланд, Орегон, построен в 1935, перестроен в 1947 и 1959 г.;
  2. Сан-Диего, Старый театр «Глобус», построен в 1935 г.;
  3. Седар-Сити, Юта, Adams Shakespearean Theatre;
  4. Чикаго, Иллинойс, Чикагский Шекспировский театр на Navygator Pier построен в 1999 г.;
  5. Одесса, Техас, Старый театр «Глобус», построен в 1936 г.;
  6. Уильямсбург, Вирджиния, театр «Глобус», построен в 1975 г.

Германия

  1. Нойс, Globe Neuss построен в 1991 г.;
  2. Руст (Баден), Europa-Park построен в 2000 г.;
  3. Швебиш-Халль, Баден-Вюртемберг.

Россия

  1. Москва, Зал «Глобус», театр Школа драматического искусства;
  2. Новосибирск, «Глобус», академический молодёжный театр, построен в 1984 г., носит имя «Глобус» с 1993 г.

Планировка «Глобуса»

Реконструкция театра «Глобус» на основе археологических и документальных свидетельств, Уолтер Ходжес

Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29,6-31,1 м), который мог вместить до 3000 зрителей. На эскизе и на «Длинном пейзаже» Лондона Вацлава Холлара (1647) «Глобус» показан в виде круглого здания c башнями. В 1989 году фундаменты «Глобуса» были раскопаны. Обнаруженные фрагменты фундамента внешней стены и одной из башен (отсутствовавшей у Холлара) подтвердили гипотезу о том, что театр был в плане не круглым, но двадцати- либо восемнадцатигранным.

Прямоугольник сцены, также известный как «авансцена», выдвинут в середину открытого двора. Сцена имела размеры приблизительно 43 фута в ширину (13,1 м), 27 футов в глубину и была поднята почти на 5 футов (1,52 м) от земли. На этой сцене был люк, который использовали исполнители для того, чтобы выходить из подвального помещения под сценой. Могли быть и другие люки вокруг сцены. Сцена театра не имела занавеса.

По внутренней стороне стены театра шли ложи для аристократии. Над ними помещены были галереи для зажиточных горожан. Всего было три уровня сидячих мест. Отдельные привилегированные зрители находились прямо на сцене. У основания сцены была площадка — «яма» или «двор» (по аналогии с народным театром, игравшим на постоялых дворах), где за 1 пенни люди («граундлинги» — невзыскательные зрители) могли видеть представление стоя. Граундлинги во время представления ели лесные орехи — во время раскопок «Глобуса» было найдено много ореховой шелухи, сохранившейся в грязи, — или апельсины. Удобства ограничивались табуретами для наиболее богатых зрителей. Туалетов предусмотрено не было, и нужду зрители справляли прямо в зрительном зале. Это, впрочем, не шло вразрез с царившими тогда нравами.

Огромные колонны по сторонам сцены поддерживали крышу над тыльной частью сцены.
Потолок под этой крышей назывался «небесами» и мог быть разрисован небом с облаками. Люк в «небесах» давал возможность исполнителям «спускаться с неба» (deus ex machina), используя некое приспособление из верёвок и канатов.

Задняя стена сцены имела две или три двери на основном уровне с занавешенной внутренней сценой и балконом над ней. Эти двери вели за кулисы, где актёры одевались и ожидали свой выход. Балкон вмещал музыкантов, а также мог быть использован для сцен, требующих использования верхнего пространства, такой, например, как сцена на балконе из «Ромео и Джульетты».

Спектакли в театре шли при свете дня, без антрактов и с минимумом декораций (см. театральная техника в эпоху Шекспира).

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира «Глобус». Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

театр Шекспира

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта, который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр» (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

21-го века

«Отелло»

Американский актер Джеймс Эрл Джонс исполняет Отелло Акт I, монолог III сцены из шекспировского « Отелло» на вечере поэзии, музыки и изречения в Белом доме 12 мая 2009 года.

«Отелло»

Только аудио версия

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

В мае 2009 года « Гамлет» открылся с Джудом Лоу в главной роли в сезоне Donmar Warehouse West End в Wyndham’s . К нему присоединились Рон Кук , Питер Эйр , Гвилим Ли , Джон Макмиллан, Кевин Р. МакНалли , Гугу Мбата-Роу , Мэтт Райан , Алекс Уолдманн и Пенелопа Уилтон . Спектакль официально открылся 3 июня и продлился до 22 августа 2009 года. Спектакль также был установлен в замке Эльсинор в Дании с 25 по 30 августа 2009 года и на Бродвее в Театре Бродхерст в Нью-Йорке .

Компания Propeller провела производство мужских актеров по всему миру. Филлида Ллойд постоянно ставила в Лондоне женские версии Шекспира.

Первый театр Шекспира Глобус

Известно, что в 1593 году Уильям Шекспир вступил в труппу выдающегося трагедийного английского актера Ричарда Бербеджа. На средства артистов этой трупы в 1599 году был возведен первый театр, его пайщиками стали многие актеры труппы, в том числе братья Ричард и Катберг Бербедж, Шекспир и Хеммингс, Конделл и Филипс.

Около входа в театральное здание находилась статуя Атланта, на плече которого установили макет земного шара, опоясанный лентой с надписью «Весь мир — театр». Именно по этой причине театр и получил название «Глобус».

Строение имело размеры 29,6 на 30,1 метра и представляло собой амфитеатр из трех этажей. Крыша была соломенной и закрывала только сцену. Декораций не было, а вместо них стояли таблички с надписями «Лес», «Дворец», «Поле».

Зрительный зал больше напоминал двор с галереями вокруг него. Почти тысяча зрителей смотрели спектакль стоя, при этом разговаривая, смеясь, обсуждая действие. Здесь пахло потом и пивом, а иногда затевались драки.

По бокам галерей находились ложи с удобными креслами. Эти места предназначались для тех, кто побогаче. Королевская семья сюда не приходила из соображений безопасности и специальной ложи для нее не было.

Сцена находилась на высоте 1,5 метра от пола, ее ширина составляла 30 метров, глубина — 8 метров. Имелись люки из подвального помещения, а также на крыше, через которые, при необходимости, актеры могли попасть на сцену (когда надо было изобразить ангела, приведение или ведьму).

К сожалению, театральное строение простояло совсем недолго — всего 14 лет. В июне 1613 года во время одного из представлений театральная пушка дала осечку, а искры ее огня попали на соломенную крышу. Начался пожар, зрители не пострадали, но огонь полностью уничтожил здание.

Как выглядел театр Глобус

Масштабы театра так и не стали известны. Но ученые смогли воссоздать план «Глобуса» максимально точно. Доподлинно известно, что возведено здание было в форме амфитеатра с тремя ярусами, вмещающего до 3 тысяч зрителей. Изначально считалось, что театр имеет круглую форму, но было доказано, что вся его территория напоминала многогранник и даже имела как минимум одну башню.

Внутренняя обстановка представляла собой вытянутую авансцену, располагавшуюся практически в центре. Сцена же имела специальный люк, из которого выходили актеры, и возвышалась над землей на уровне 1,5 метров.

По плану театра, сохранившемуся до наших дней, на первом ярусе располагались комфортные мягкие места для аристократических семей. Второй ярус предназначался для состоятельных жителей города, а самый верхний был для бедняков.

Глобус сегодня

Как говорилось выше, Англия очень ценит свои памятники старины, поэтому среди всех самых известных театров, «Глобус» находится на третьем месте. Связано это с тем, что он совсем не похож не остальные здания, создавая ощущения той эпохи – эпохи Шекспира.

В конце 20 века возникла идея восстановить театр. Причем руководитель проекта отдал указ построить такое здание, которое максимально точно повторит самый первый «Глобус». По отзывам посетителей и туристов понятно, что команда архитекторов, историков и инженеров поработала на славу. З

дание нового театра полностью повторяло его старшего брата. Даже крышу было решено покрыть соломой, которой как строительным материалом никто не пользовался уже очень давно.

Торжественное открытие произошло в 1997 году. И по сей день, театр открыт для зрителей, показывая на своей сцене известнейшие мировые постановки.

Театр сегодня

«Глобус» был забыт более чем на 300 лет. Началось его восстановление с идеи, принадлежащей американцу Сэму Уонамейкеру – известному актеру и режиссеру. Англичане скептически отнеслись к его предложению, и финансировать проект отказались. В 1970 году Уонамейкер создает фонд для финансирования строительства, по крупицам собирает материалы о конструкции здания, привлекает архитекторов и строителей. Возведение здания начали на расстоянии 200 м от исторического места расположения первого театра. В 1993 году, когда каркас был построен, Уонамейкер умер. Его последователи завершили проект в 1997 г. Открывала новый «Глобус» сама королева Елизавета II.

Его вид максимально приближен к первоначальному образцу. Это летний театр без крыши, построенный из массивных дубовых бревен, покрытие над сценой и верхним ярусом сделано из соломы, что за 300 лет является первым случаем в Лондоне. В целях безопасности все строительные материалы пропитаны противопожарными составами. Как и во времена Шекспира в театре выступающая в зрительный зал сцена, сидячие места расположены на трех ярусах, а стоячие (500 мест) – вокруг сцены.

Современный «Глобус» рассчитан на 1600 человек и является одним из самых посещаемых мест в Лондоне. Стоячие места самые дешевые, они популярны у студентов и молодежи. Всего спектакли посещает за сезон более 250 тыс. человек. Сезон длится с конца апреля до середины сентября. Вне сезона посетителей привлекает музей при театре, в котором собраны костюмы и предметы утвари времен Шекспира, эскизы, макеты, декорации. В музее собраны интересные факты о жизни и работе драматурга, его труды и личные вещи.

Архитектура театра Шекспира

Над созданием точной копии театра Шекспира трудилась большая команда профессионалов. Проект здания долго согласовывали с властями, так как постройка не соответствует всем современным строгим правилам противопожарной безопасности, поскольку представляет собой деревянное здание с соломенной крышей. Однако команде удалось настоять на своем. В итоге получилось 20-угольное здание с трехъярусным амфитеатром и сценой внутри зрительного зала. Места для зрителей делятся на сидячие (амфитеатр) и стоячие (вокруг сцены). Как и во времена Шекспира, крыши у театра нет, в непогоду зрители вынуждены стоять под дождем. Защитный балдахин натянут лишь над сценой и амфитеатром.

Kevin Koo

Строительство копии «Глобуса» велось по технологиям XVI века, здание полностью деревянное, в нем нет стальных конструкций. Из современных материалов использовали лишь защитные противопожарные составы, которыми покрыты все элементы и солома на крыше.

Долгие годы в театре Шекспира специально не устанавливали осветительную и другую технику, спектакли ставились как при жизни драматурга — при естественном свете, с живым оркестром, играющим на старинных музыкальных инструментах. С приходом нового худрука Эммы Райс в 2016 году, от этого правила отошли. Но позже новый руководитель Мишель Терри вернулся к первоначальной концепции и сегодня зрители театра «Глобус» в Лондоне могут увидеть уникальные постановки, погружающие в театр XVI столетия.

Амфитеатр и сцена театра «Глобус»:

Театр имеет несколько сопутствующих зданий — это закулисные помещения для творческого коллектива, театр Сэма Уонамейкера (Малая сцена, где ставят пьесы в зимнее время), образовательный центр, а также инфраструктура для туристов — отель, ресторан, сувенирный магазин и информационный центр.

Становление драматурга

Чем занимался писатель после свадьбы история также умалчивает, на этот счет есть множество предположений, но не факт, что какое-либо их них является верным. Не так много документов сохранилось с тех лет, чтобы установить полную и точную хронологию событий, происходивших в жизни Шекспира.

Известно следующее, что в начале 1590-х годов Уильям примкнул к труппе лондонских комедиантов и уехал из родного города в столицу. В Лондоне он играл в театре на окраине города второстепенные роли, переписывал пьесы других авторов и писал свои произведения для труппы. Благодаря своему таланту, смог выделиться в лондонской театральной среде.

Шекспировский театр «Глобус» в Лондоне / newsforward.ru

В 1598 году театр, где играл Шекспир со своей труппой, разобрали, а из получившихся бревен собрали другой на берегу реки Темзы – театр «Глобус». Уильям стал одним из акционеров нового театра. Имя Уильям Шекспир впервые появилось на печатной продукции в 1593 году. Этой продукцией стала обложка к поэме «Венера и Адонис».

Королевский Шекспировский театр в родном городе великого драматурга / burohappold

Когда король Яков, про которого говорили: «Лучший из правителей и первый поэт Шотландии», пришел к власти, он взял труппу Шекспира под покровительство. С тех пор она стала называться «Слуги его величества короля», а актеры приравнивались к придворным.

После того, как дела у театра и самого Уильяма пошли достаточно хорошо, он купил себе большой дом в родном городе Стратфорде и дворянский титул с гербом. Популярность шекспировских пьес росла, их ставили не только на сцене его театра, но и на других площадках Лондона и Британии.

В те времена драма считалась низким жанром, который можно сравнить с тем, как сегодня относятся к комиксам. Тем не менее, комиксы тоже многие любят, любили люди семнадцатого века и на драмы посмотреть. Известность Шекспир получил, но вот уважения и почета на драмах было не снискать. Однако, современники высоко оценили любовные сонеты Уильяма.

Легенда гласит, что героиня трагедии Шекспира Джульетта проживала в итальянском городке Верона, на улице Капелло в пятиэтажном доме из кирпича / enjourney.ru

В 1612 году Уильям, по какой-то причине, опять же скрываемой историей, вернулся в родной город. Жил в Стратфорде писатель как обычный обыватель тех лет. Почувствовав кончину, Уильям позвал нотариуса, для составления завещания. Примечательно, что в нём не упоминается его литературная деятельность, а перечислены лишь материальные ценности.

Ещё одной странностью является то, что после смерти драматурга, никто не написал ни одной прощальной элегии. Опять же по данным из приходской книге, в которой значится: “25 апреля 1616 года погребен Уилл Шекспир джент.», мы узнаем о смерти знаменитого писателя и поэта, который говорил:

Церковь Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне, где крестился, а после смерти был похоронен Шекспир / incomartour.com.ua

Второй «Глобус». Раскопки

На следующий год сгоревшее здание восстановили, но из предосторожности его построили из камня, а крышу покрыли черепицей. К этому времени Шекспир уже покинул труппу, но театр был неразрывно связан с его именем, пьесы великого драматурга по-прежнему успешно ставились на сцене. Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения

Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус»

Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения. Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус».

Через 2 года здание сравняли с землей, на его месте построили дешевые ночлежные дома. Со временем исчезли и они, а место, где когда-то стоял любимый зрителями храм Мельпомены, казалось, утеряно навсегда. Однако в 1989 обнаружили остатки фундамента старой постройки. Сравнив его конфигурацию с описаниями, сохранившимися в архивах, пришли к заключению, что это славный театр «Глобус». Оказалось, что здание, которое принято было считать круглым, на самом деле – многоугольник, имеющий 20 граней. Более подробное исследование не проводидили, поскольку фундамент находится на территории памятника истории Anchor Terraceи и раскопки запрещены. Ограничились тем, что обозначили контуры фундамента.

Central Park Hotel

Лондон

Расположен менее чем в 100 метрах от Гайд-Парка

7,1
Хорошона основании 16 411 отзывов

Забронировано сегодня 227 раз

Показать цены

Hotel Edward Paddington

Лондон

В нескольких минутах от вокзала Паддингтон и Гайд-парка

7,2
Хорошона основании 4 056 отзывов

Забронировано сегодня 60 раз

Показать цены

DoubleTree by Hilton London – Docklands Riverside

Лондон

Находится на набережной Темзы

8,1
Хорошона основании 5 177 отзывов

Забронировано сегодня 85 раз

Показать цены

Park Plaza County Hall London

Лондон

В нескольких минутах от берега Темзы и London Eye

8,4
Хорошона основании 7 305 отзывов

Забронировано сегодня 66 раз

Показать цены

Театр на паях

Изначально английская традиция сложилась так, что театры создавались как частные предприятия, то есть не зависели от правительства. Чаще всего владелец театра строил здание, которое сдавал внаем актерским труппам. Некоторые театры организовывались по принципу товарищества на паях. Именно таким и был театр «Глобус». Знаменитый драматург Уильям Шекспир был лишь одним из акционеров театра, всего их было шестеро. Основателями театра были братья Бёрбеджи, каждый из которых был владельцем 25% акций. Все пайщики получали определенную часть дохода от спектаклей. Были, конечно, работники, состоящие на обычном жалованье — актеры, играющие вторые роли и подростки, которые в те временам играли женщин.

В Англии театры создавались как частные предприятия


Устройство театра «Глобус». (pinterest.com)

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Том 1. Главный редактор П. А. Марков М.: Советская энциклопедия, 1961 г. стр. 1199
  2. .
  3. Ingleby, Clement Mansfield; Toulmin Smith, Lucy; Furnival, Frederick (1909). Monro, John, ed. The Shakespere allusion-book : a collection of allusions to Shakespere from 1591 to 1700 2. London: Chatto and Windus. p. 373. OCLC 603995070.
  4. Stern, Tiffany. Was ‘Totus mundus agit histrionem’ ever the motto of the Globe Theatre? (англ.) // Theatre Notebook : journal. — The Society for Theatre Research, 1997. — Vol. 51, no. 3. — P. 121. — ISSN .
  5. Egan,, Gabriel. Globe theatre // The Oxford Companion to Shakespeare (неопр.) / Dobson, Michael; Wells, Stanley. — Oxford, England: Oxford University Press, 2001. — С. 166. — ISBN 978-0-19280614-7.
  6. Гибридно-уточнённый перевод П. Вейнберга и Т. Л. Щепкиной-Куперник.
  7. Волкова, П. Д. Сближенье связей отдаленных // Мост через бездну. — 1-е. — М.: Зебра Е, 2013. — Т. 1. — С. 26—33. — 256 с. — ISBN 978-5-94663-967-5.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector