Налоги в китае
Содержание:
- Определение расходов для целей налогообложения прибыли
- Особенности налоговой системы Китая
- СЭЗ на территории КНР
- Налоговая система Китая включает 25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций можно классифицировать по 8-ми группам:
- Налогообложение в Китае
- Сколько налогов в Китае: презентация дополнительных пошлин
- Система налогообложения в Китае
- Формы бизнеса в Китае
- Возврат НДС в Китае при импорте и экспорте
- Корпоративный налог в Китае (на прибыль предприятия)
- Заключение
Определение расходов для целей налогообложения прибыли
Отдельные виды расходов, такие как проценты по кредитам (займам), представительские расходы, расходы на рекламу, признаются для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений. Предельные значения установлены в размере определенного процента от выручки.
Примечание. Порядок определения доходов и расходов для целей налогообложения в китайском налоговом законодательстве аналогичен правилам, применяемым в России. В КНР большинство экономически обоснованных расходов уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Проценты по кредитам (займам) уменьшают налоговую базу, если их привлечение было вызвано необходимостью ведения финансово-хозяйственной деятельности и их величина обоснованна.
С 1 января 2008 г. в КНР действуют правила «тонкой капитализации», согласно которым для обычных организаций коэффициент, определяемый как отношение заемного капитала к собственному, не должен быть более двух, а для финансовых компаний — не более пяти. Проценты по избыточным заемным средствам нельзя списывать в расходы или переносить на будущие налоговые периоды.
Что касается представительских расходов, то организация может принять в уменьшение налогооблагаемой прибыли не более 60% от фактически произведенных расходов и до 0,5% от годовой выручки. Расходы на рекламу и мероприятия по продвижению продукции компании уменьшают налогооблагаемую базу в пределах 15% годовой выручки.
Амортизация основных средств в КНР начисляется только линейным методом исходя из текущей восстановительной стоимости, которая в течение периода амортизации не изменяется. Однако существенные расходы в связи с реконструкцией и модернизацией производственных объектов могут увеличивать их амортизируемую стоимость. По этим же причинам налогоплательщики вправе увеличить и сроки амортизации объектов.
Примечание. При покупке подержанных основных средств период начисления амортизации определяется как оставшийся срок их полезного использования. Стоимость активов можно единовременно списать в расходы, если установленный срок их полезного использования составляет менее двух лет или их стоимость менее 2000 юаней.
Законодательством предусмотрены следующие сроки амортизации:
- 20 лет — для зданий и сооружений (5% в год);
- 10 лет — для оборудования, водных, морских и воздушных судов, железнодорожного транспорта (10% в год);
- 5 лет — для инструментов, приспособлений, мебели и прочих средств, используемых в производстве (20% в год);
- 4 года — для транспортных средств, за исключением водных, морских и воздушных судов и железнодорожного транспорта (25% в год);
- 3 года — для компьютерной техники (33,3% в год).
Стоимость приобретенных нематериальных активов амортизируется также линейным методом. В основном амортизационный срок составляет десять лет. Амортизация может начисляться и в течение срока полезного использования нематериального актива согласно договору, например, когда нематериальный актив вносится в качестве вклада в уставный капитал.
В соответствии с налоговым законодательством КНР налогоплательщики не вправе создавать резервы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Исключение составляют только финансовые организации (банки, лизинговые компании), допустимая величина резерва у которых не может превышать 3% от величины выданных средств.
Перенос текущих убытков в Китае возможен только на будущие налоговые периоды в течение пяти лет.
Особенности налоговой системы Китая
Особенности налоговой системы Китая
Налоговые поступления в Китае – это основной источник доходов бюджета. Налоговые доходы составляют около 95% финансовых доходов страны. Это главный источник поступлений госбюджета Китая. Эти финансовые ресурсы направляются, в том числе, на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.
Правительство Китая определило главными принципами налогообложения:
— справедливость при налогообложении;
— простоту при исчислении и взимании налогов.
Государственные органы, контролирующие налоговое законодательство:
Министерство финансов
Комитет тарификации и классификации при Государственном совете
Главное таможенное управление .
Всего в Китае насчитывается около 25 налогов, которые условно можно подразделить на 8 групп.
1) Налоги с оборота: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность.
2) Налоги на прибыль (доходы): налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и налог с физических лиц.
3) Ресурсные платежи: ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов).
5) Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость,
6) Налоги с операций (действий): налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества.
7) Сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота.
8) Пошлины на все товары, ввозимые, вывозимые на с территории Китая .
К основным налогам в Китае относятся: подоходный налог, НДС, налог на потребление, налог с оборота. В Китае подоходный налог с предприятий с иностранными инвестициями, которые создали юридическое лицо на территории Китая, подоходный налог взимается поставке 33%, в том числе 3% – в местный бюджет. Относительно хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность не через постоянное представительство в Китае, установлена ставка налога в 20 % с различных видов доходов: дивидендов, проценты по капиталу, доходы за аренду, за предоставление лицензий и т.д.
Вместе с тем налог на прибыль может быть снижен с обычной для Китая ставки 33% до 15%. В течение трех лет после образования предприятие получает «налоговые каникулы». В следующие три года этот налог будет составлять лишь 7,5%.
Индивидуальный подоходный налог взимается с заработной платы и иных трудовых вознаграждений граждан. Основная ставка 30 %.
Кроме этого ставки подоходного налога дифференцированы по различным территориям Китая в зависимости от категории субъекта хозяйствования.
Налог на добавленную стоимость платят организации и частные лица, которые реализуют товары, предоставляют услуги по обработке и ремонту. НДС уплачивается и по импортируемым товарам. Используются основные ставки в 17 % и 13% (устанавливается относительно продовольствия, растительных масел, питьевой воды, химических удобрений, сельскохозяйственных машин). Предприятиям, которые занимаются научными исследованиями и разработкой программного обеспечения, компенсируется налог на добавленную стоимость. Такая компания заплатит только 3% налога (вместо 17%), остальное государство возмещает из бюджета. Кроме этого, общая сумма заработной платы, выплаченной работникам, налогом не облагается.
Налог на потребление, взимается по 11видам потребительских товаров (табак, вино, спирт, косметика, парфюмерия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили и т.д.). Ставка данного налога может быть адвалорной (устанавливается в процентах от цены) и специфической или твердой (устанавливается в зависимости от физической характеристики объекта налогообложения) .
Таким образом, можно сказать, что налоговые поступления – это основной источник доходов бюджета, который составляют около 95% финансовых доходов страны. Всего в Китае насчитывается около 25 налогов, которые условно можно подразделить на 8 групп. К основным налогам в Китае относятся: подоходный налог, НДС, налог на потребление, налог с оборота.
Список использованных источников:
1. Федоровский, А. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы / А. Федоровский // Мировая экономика и международные отношения. –2003. –№ 4.
2. Дин Жуджунь, Ковалев М. М. Путь к рыночной экономике (Китайская модель реформ). Монография / Дин Жуджунь, М.М. Ковалев. –Минск: БГУ, 2009.
3. Налоговая система Китая / / Business Times. Режим доступа: http://btimes.ru/business/nalogovaya-sistema-kitaya-nalogi-dlya-inostrannykh-predpriyatii. Дата доступа: 10.12.13
СЭЗ на территории КНР
Специальные экономические зоны (СЭЗ) существуют на территории Китая с 80-х годов ХХ столетия. Помимо привлечения иностранного капитала и новых технологий, они использовались в качестве полигона для экономических реформ. Их главное преимущество – существенные налоговые льготы. Подоходный налог на их территории снижен для предприятий до 15 и до 10%, если они экспортируют более 70% своей продукции.
СЭЗ | Характеристика |
---|---|
Шэньчжэнь | Имеет промышленную направленность, производит электронику и машиностроительную продукцию. Здесь активно развиваются ядерная энергетика и высокие технологии. В Южно-Китайском море налажена добыча нефти. |
Чжухай | Приоритетами являются легкая промышленность, производство стройматериалов, бытовой техники и продуктов питания, туризм. |
Шаньтоу | Зона привлекательна для инвесторов в области нефтехимической промышленности, производства обуви, одежды, а также электроники и аграрного комплекса. |
Сямэнь | До 80% инвестиций на данной территории вкладывается в производство электроники, развитие пищевой, текстильной и химической промышленности, а также портовой инфраструктуры. |
Хайнань | Крупнейшая СЭЗ на территории КНР. Наиболее привлекательная зона для инвестиций в туризм, тропическое земледелие, морские и авиаперевозки, индустрию развлечений. |
Кашгар | Самая молодая из китайских СЭЗ, специализирующаяся на импорте редких полезных ископаемых, энергетических и водных ресурсов. Кроме того, здесь активно происходит инвестирование капиталов в сельхозпредприятия и легкую промышленность. |
Регионы, приравненные к СЭЗ
Налоговая система Китая (КНР) в 2017 году предоставляет определенные льготы для ряда зон, приравненных к СЭЗ.
К таким территориям относятся:
- 90 зон технико-экономического развития (ЗТЭР) государственного уровня;
- 114 зон новых и высоких технологий;
- 13 свободных таможенных зон;
- 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня;
- Шанхайская зона свободной торговли (ШЗСТ).
Налоговый режим на территории ЗТЭР аналогичен принятому в СЭЗ, а специальные комитеты ЗТЭР уполномочены утверждать инвестиционные проекты.
Особенности зон новых и высоких технологий заключаются в более узкой специализации предприятий, которые могут претендовать на налоговые льготы.
На территории свободных таможенных зон не взимаются пошлины с импортируемых и экспортируемых товаров. Налоги берутся по ставкам СЭЗ. Исключение – поставки из СТЗ в другие города.
В зонах приграничного сотрудничества государственного уровня действует налоговая ставка 25. Малые предприятия оплачивают только 50 НДС и таможенных сборов, если их специализация – торговля с соседними государствами.
Преимущества ШЗСТ: упрощенный порядок регистрации иностранных компаний, возможность для китайских банков оказывать офшорные услуги, возможность создания банков на основе иностранного капитала, сниженные требования к паевым предприятиям с долей иностранного капитала, возможность для предприятий с иностранным капиталом оказывать телекоммуникационные услуги, работать в сфере игровой индустрии.
Налоговая система Китая включает 25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций можно классифицировать по 8-ми группам:
- Группа налогов с оборота. Сюда входят налог на добавленную стоимость, потребительский налог и предпринимательский налог. Объектом налогообложения для этих налогов является объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания.
- Группа налогов с дохода. Она включает налог на прибыль предприятий (применительно к таким предприятиям-резидентам, как предприятия, находящиеся в государственной собственности, предприятия, находящиеся в коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия), налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также подоходный налог с физических лиц.
Объектом налогообложения здесь служит прибыль, полученная производителем или посредником, а также личные доходы физических лиц. - Группа налогов за пользование ресурсами. Сюда входят налог за пользование природными ресурсами (природная рента) и налог за пользование землями городов и городских районов. Плательщиками этих налогов являются пользователи природных ресурсов и земель в городах и городских районах.
Эти налоги отражают возмездный характер пользования государственными природными ресурсами и имеют своей целью регулировать доходы тех налогоплательщиков, которые имеют доступ к природным ресурсам. - Группа налогов специального назначения. Это налог на поддержание городского строительства, налог на занимаемые пахотные угодья, регулирующий налог на инвестиции в недвижимость и налог на передачу оцениваемой недвижимости.
- Группа имущественных налогов. Сюда входят налоги с владельцев домов, налог на городскую недвижимость и налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).
- Группа налогов и сборов, взимаемых при совершении определенных действий. Сюда входят налог на использование автотранспорта и судов, налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов, гербовый сбор, пошлина при продаже жилой недвижимости, налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен), налог на забой скота и налог на банкеты.
Объектом обложения этими налогами являются соответствующие действия налогоплательщика. - Группа сельскохозяйственных налогов. Сюда входят сельскохозяйственный налог (включая налог с сельскохозяйственной деятельности) и налог на животноводство.
Плательщиками этих налогов являются предприятия, организации или физические лица, получающие доходы от ведения сельского или животноводческого хозяйства. - Группа таможенных пошлин. Таможенными пошлинами облагаются товары и другие объекты, импортируемые в Китай или экспортируемые из Китая.
Плательщиками налогов с оборота выступают предприятия (организации), их структурные подразделения и граждане. Правовой основой взимания этих налогов являются Временная инструкция по каждому налогу и Разъяснения по их исполнению, принятые Государственным советом 13 декабря 1993 года и Министерством финансов 25 декабря 1993 года соответственно.
Государственная Налоговая Администрация КНР является полномочным органом управления в сфере налогообложения на всей территории Китая. Она разрабатывает налоговые законопроекты и устанавливает планы сбора налогов на провинциальном уровне. Министерство Финансов КНР также время от времени издает циркуляры, содержащие вопросы, касающиеся налогообложения. Но сбор налогов на местном уровне является компетенцией Налоговой Администрации. Государственная Налоговая Администрация и Министерство Финансов, однако, оба имеют право принимать решения по таким вопросам, как уменьшение ставки налогов, предоставление иных налоговых льгот и исключений.
Налогообложение в Китае
Государственными органами, обладающими полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику в КНР, являются:
- Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, которые разрабатывают, принимают и вводят в действие налоговые законы;
- Государственный совет, который разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;
- Министерство финансов, Государственное налоговое управление, Комитет тарификации и классификации при Государственном совете и Главное таможенное управление. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения. Департамент налоговой политики Министерства финансов отвечает за формирование налоговой политики, а Государственное налоговое управление осуществляет налоговое администрирование.
Примечание. Налоговая политика в Китайской Народной Республике во многом аналогична российской.
Таким образом, администрированием всех налогов, которыми облагается деятельность предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан, занимаются Государственное налоговое управление, налоговые управления провинций и местные налоговые управления.
На сегодняшний день налоговая система Китая состоит из 25 видов налогов, которые могут быть объединены в восемь групп:
- налоги с оборота (НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность);
- налоги с дохода (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц);
- налоги за пользование ресурсами (налог за пользование природными ресурсами, налог за пользование землями городов и городских районов);
- налоги специального назначения (налог на поддержание городского строительства, налог на инвестиции в недвижимость, налог на занимаемые пахотные угодья, налог на передачу оцениваемой недвижимости);
- имущественные налоги (налог с владельцев домов, налог на городскую недвижимость, налог на имущество, переходящее в порядке наследования);
- налоги и сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций) (налог на использование автотранспорта и судов, гербовый сбор, налог на забой скота, налог на банкеты и т.п.);
- сельскохозяйственные налоги;
- таможенные пошлины.
Справка. Условия для создания компаний с ограниченной ответственностью в Китае
Количество участников компании с ограниченной ответственностью не может превышать 50 человек. Зарегистрированный капитал компании с ограниченной ответственностью должен быть не менее:
- 500 000 юаней — для компании, занимающейся производственной деятельностью;
- 500 000 юаней — для компании, занимающейся оптовой торговлей;
- 300 000 юаней — для компании, занимающейся розничной торговлей;
- 100 000 юаней — для компании, занимающейся научно-техническими разработками, консультациями, действующей в сфере услуг.
Дирекция компании с ограниченной ответственностью может насчитывать от трех до 13 человек. Возможно создание компании с ограниченной ответственностью одним учредителем, физическим или юридическим лицом. В этом случае уставный капитал составляет не менее 100 000 юаней, причем вся сумма вносится единовременно. Физическое лицо вправе учредить только одну подобную компанию.
В настоящее время в Китае в отношении предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан применяются 14 видов налогов, которые, в свою очередь, разделены на три группы (см. таблицу 1).
Сколько налогов в Китае: презентация дополнительных пошлин
- Социальное страхование. На пенсионное страхование выделяется 20% от заработной платы всех сотрудников предприятия или 8% от частного дохода физического лица. Для выплаты пособий по безработице выделяется 2% от заработной платы всех сотрудников предприятия или 1% от частного дохода физического лица. Для оформления медицинских страховок ставки равны 6% от зарплат или 2% от иного дохода. Сборы перечисляются в отделение муниципального управления не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
- Потребительские отчисления. Взимается с физических и юридических лиц, занятых при производстве, импорте или реализации продукции. Ставка варьируется в зависимости от затрат на производство продукции и ее типа.
- Таможенные налоги. При ввозе грузов из Китая взимаются с крупных партий продукции. Если контрагент заказал небольшую посылку с объектом для некоммерческого использования, такое отправление пошлиной не облагается.
- На недвижимое имущество. Уплачивается собственниками всех помещений: коммерческих, жилых, производственных, промышленных и прочих. Налоговую базу составляет ликвидная цена объекта, уменьшенная на 10-30%.
- Транспортный сбор. Пошлина применима ко всем авто и мотовладельцам. Размер отчисления зависит от вида ТС, а также от объема его двигателя.
- Налог на детей в Китае. Политика «Одна семья – один ребенок» существует с 1979 года, это привело к массовым народным возмущениям, ввиду чего власти были вынуждены разрешить семьям заводить по двое детей, но с условиями. Транзакция за рождение второго ребенка составляет порядка 50 тысяч юаней, возможно рождение младенцев в других странах, что выходит еще дороже.
- Приобретение автомобиля. Не взимается при покупке машин на вторичном рынке. Для новых транспортных средств помимо оплаты их стоимости придется отдать 10% от цены в государственную казну.
- Прирост стоимости земли. Если физическое или юридическое лицо использует для своих целей государственные земли, оно обязано выплачивать сбор в размере 30-60% от ликвидной стоимости участка, находящегося в собственности республики, ежегодно. Данный тип отчисления схож с налогами в древнем или средневековым Китаем, когда крестьянам предоставляли землю для вспахивания и выращивания культур, но с единственной разницей – пошлины выплачивались не деньгами, а продовольствием и рабским трудом.
- Пошлина на телефоны и покупки из государства. Ставка зависит от размера партии. Посылка в единичном представлении не облагается поборами, за крупную партию придется оплатить двойной сбор – таможенную пошлину и НДС при ввозе. Итоговая ставка может достигать 44% от суммы закупа.
Существует еще ряд пошлин, среди которых следует выделить налог на товары из Китая в Украине. Общая система обложения схожа с российской с некоторыми изменениями. Таможня Украины начисляет взыскание только в случае, если груз имеет массу более 30 кг или его стоимость составляет более 150 евро. Размер ставки составляет 10% от суммы поставки, дополнительно взимается 20% НДС. Если стоимость партии выше предусмотренного лимита, НДС увеличивается до 32%. Часть продовольствия также может подвергаться акцизному сбору.
Каждый предприниматель государства обязан состоять на регистрационном учете бизнесменов. Оформление обязывает его ежегодно сдавать три вида отчетности: Annual Return, финансовую и налоговую. Первый тип документа отражает все основные данные о корпорации, ее владельцах и управляющем звене, а также обо всех изменениях, произошедших в структуре за отчетный период.
Финансовая документация отражает товарооборот предприятия, а также уровень прибыли и убытков. База обложения не принимает ко вниманию обязательные расходы на ведение бизнеса при расчете процента, однако для подачи и изучения эти данные необходимы. Остальные формуляры помогают вычислить итоговую годовую сумму отчисления от прибыли предприятия. После проведения подсчетов подается декларация и производится оплата отчисления.
Система налогообложения в Китае
В любой стране существует свой распорядок налогообложения со своими особенностями – их можно связать с экономикой, демографией, территорией. Как известно Китайская Народная Республика входит в число самых крупнейших стран мира с сильнейшей индустриальной экономикой и с высокой численностью населения, что само по себе требует серьезного контроля и определенной стратегии. Но стоит сказать, что налоги в Китае оплачивают по продуманной схеме, и, их сбор прежде всего направлен на самообеспечение государства и его жителей.
Подоходный налог в Китае для иностранцев
Все нерезиденты в республике обязаны платить налоги. При найме на работу все иностранные граждане заключают договор о двойном налогообложении в Китае. Размер сборов зависит от периода проживания в стране:
- Меньше 180 дней – никаких налогов платить не надо. Для этого между страной, откуда приехал мигрант, и КНР должен быть заключен договор о двойном налогообложении.
- От 180 до 360 дней – вносят в казну налог для физических лиц.
- От 1 года до 5 лет – индивидуальный подоходный налог со всех поступлений, полученных на территории Китайской Народной Республики.
- От 5 лет – надо отчислять сборы с прибыли и зарплаты.
Иностранцы декларируют свои доходы путем подачи декларации в налоговую, но только если сумма заработанных средств больше 120 тыс. юаней (около 17,5 тыс. долл. США). Отчисления надо делать со всего размера заработной платы. Исключение – доход, который тратится на аренду жилья, командировку и обучение в школе.
Иностранцы должны платить налог на недвижимость – от 3% до 5%. Сборы за ведение фермерства или с/х зависит от отрасли и доходов предприятий. Средний размер составляет 15%.
Иностранные компании получают большие размеры налоговых льгот от государства, что стимулирует дополнительные потоки финансов в казну. Льготное налоговое законодательство разработаны и для иностранных ученых.
Формы бизнеса в Китае
Совместное предприятие (СП)
Совместные предприятия — это предприятия, в которых иностранная фирма принимает местного китайского партнера. Владение обычно составляет 49–51%, иностранная фирма владеет большинством. В зависимости от желаний обеих сторон могут быть установлены различные пропорции.
Самая распространенная причина входа в СП — получить доступ к внутреннему рынку. Без создания СП иностранные фирмы практически не имеют доступа к рынку. Пока бизнес прибыльный, а продажи в Китае растут, СП могут быть отличным выбором. Конечно, когда речь идет о возможности выхода на внутренний рынок, это становится единственным выбором.
Второй основной причиной вступления в СП является использование знаний и опыта партнера при ведении бизнеса на местном уровне. Это особенно актуально, если это ваша первая попытка выйти на китайский рынок. Местный партнер может быть чрезвычайно полезен для ускорения запуска бизнеса, получения правительственных разрешений, выстраивания отношений с поставщиками и налаживания внутренних каналов сбыта.
Недостатком СП является то, что другой партнер разделяет прибыль бизнеса. Если это инкрементный бизнес, то это выгодно для обеих сторон. Если бизнес является строго экспортным, нужно задать вопрос, зачем вступать в СП и делиться прибылью, поскольку низкая стоимость рабочей силы может быть получена в любом из ряда стран Азии или даже в Латинской Америке. Китайское правительство поддерживает именно совместные предприятия.
Представительство
Представительства имеют льготную поддержку государства. Если вы выберете этот тип бизнеса в Китае, вы будете несколько ограничены, так как вам не разрешается напрямую участвовать в каких-либо прибыльных мероприятиях. Это означает, что вам не разрешается принимать платежи за любые товары, выписывать счета или закрывать контракт от имени штаб-квартиры.В конце концов, представительство имеет целью представлять иностранную компанию. Таким образом, это не позволяет вам совершать что-то помимо представления вашего бренда китайскому потребителю.
Возврат НДС в Китае при импорте и экспорте
Резидент КНР, занимающийся экспортом продукции, имеет право на получение государственной компенсации за добавочную сумму, заложенную в цену поставки
Нерезиденты из числа физических и юридических лиц, приобретающих данный заказ, не имеют право на возврат финансовых средств за исключением случая, когда они зарегистрированы в качестве субъекта хозяйственной деятельности КНР. Для выполнения процедуры возврата необходимо соответствовать следующим условиям и требованиям:
- Для получения возврата средств все операции, связанные с ввозом товара из КНР, а также расчеты, оформление и декларирование, должны проводиться через официально зарегистрированного агента. Экспортно-импортные компании имеют статус обычного плательщика, что позволит снизить расходы на перевозку.
- Поставщик должен предоставить счет-фактуру по особой форме, где уровень НДС выделяется в графе каждого наименования и в общей сумме заказа.
- Экспортная операция должна быть полностью закрыта. Только после окончания процедуры можно отсылать запрос поставщику. С момента передачи заявки до момента поступления средств на счет может пройти до трех месяцев при условии, что все формальности будут соблюдены, а документы верно заполнены.
Возврат возможен ввиду того, что экспортные операции не облагаются дополнительными поборами, однако при приобретении продукции покупатель уже оплатил эту стоимость, заранее включенную в сумму товара. Если не запрашивать возврат, то 5-15% от суммы расчета останутся в распоряжении резидентной фирмы.
Корпоративный налог в Китае (на прибыль предприятия)
Действует территориальная система налогообложения. Компании-резиденты облагаются корпоративным налогом на общемировую прибыли. Нерезидентные компании обязаны выплачивать налог только на доход в Китае. Стандартная ставка корпоративного налога в Китае составляет 25%. Льготные ставки корпоративного налога доступны для следующих отраслей:
- Высококвалифицированные предприятия облагаются по ставке 15%. Такая компания должна соответствовать определенным требованиям и отвечать критериям, а также подвергнуться оценке и проверке со стороны компетентных органов.
- Предприятия по передовым технологиям также облагаются налогом в 15%. Компания проходит проверку и должна квалифицироваться как предприятие в работе которого задействованы передовые технологии.
- Предприятия по созданию программного обеспечения и разработке микросхем облагаются корпоративным налогом в Китае по ставке 10%. Аналогично предыдущему случаю, такое предприятие должно пройти определенные проверки.
- Предприятия, которые были созданы в зоне сотрудничества современной индустрии услуг Цяньхай-Шэньчжэнь-Гонконг, имеют право на льготную ставку корпоративного налога в размере 15% при условии, что предприятие участвует в проектах, которые входят в Каталог льготной обработки этой зоны.
- Предприятия, созданные в новом районе Хэнцинь в Чжухай, имеют право на льготную ставку корпоративного налога в размере 15% при условии, что предприятие участвует в проектах, подпадающих под действие Каталога льготной обработки в этом районе.
- Предприятия, созданные в Общей Экспериментальной Зоне Пингтана, имеют право на снижение ставки корпоративного налога до 15%, при условии, что предприятие участвует в проектах, которые входят в Каталог льготных обработок зоны.
- Для квалифицированных малых предприятий с годовым налогооблагаемым доходом менее 1 млн. CNY (около 132 тыс. EUR) ставка корпоративного налога в Китае снижается до 10% с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
- С 1 января 2011 года по 31 декабря 2020 года поощренные предприятия в западных регионах имеют право на льготную ставку налога на прибыль в размере 15%.
Заключение
Феноменом КНР можно считать умение совместить, казалось бы, нежизнеспособную идею построения коммунизма с принципами рыночной экономики. Отчасти это было бы невозможно, если бы не было решено реформировать налогообложение в Китае и создать благоприятные условия для инвесторов и местных коммерсантов.
Кроме того, властям КНР удается удерживать равновесие в одновременных попытках упростить налоговое законодательство путем снижения фискальной нагрузки и обеспечить строжайший государственный надзор с целью противодействия коррупции и уклонению от исполнения обязательств.